Третий антимонопольный пакет

Вторник,
Подпишитесь на канал пресс-центра Sibnovosti.ru

В пресс-центре "Sibnovosti.ru" руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю Валерий Захаров и заместитель руководителя Олег Харченко рассказали о "Третьем антимонопольном пакете" и влиянии новых поправок на бизнес и власть.

Напомним, 5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «Третий антимонопольный пакет» законов, предложенный ФАС России. Ранее он был принят Государственной Думой Российской Федерации и одобрен Советом Федерации. "Третий антимонопольный пакет" вступит в законноую силу  с 6 января 2012 года.

"Специалисты и эксперты работали над Третьим антимонопольным пакетом законов 2,5 года. Это очередная попытка усовершенствовать закон и, надеемся, удачная.  То есть определения и понятия, которые вызывали вопросы, они теперь отработаны и конкретизированы, введены новые понятия и юридические институты. Принятые поправки сделали гибче и адекватнее процесс правопременения законов. Антимонопольное законодательство России стало похоже на зарубежные аналоги,"- заявил Валерий Захаров.

Самое важное, на что должны обратить внимание все бизнесмены, это вновь введенное  понятие "картель". По сути это "сговор", однако интерпретируется понятие несколько иначе, и если за согласительные действия (понятие , кстати, тоже конкретизировано) полагается административное наказание, то за картель - уголовная ответственность.

Много было проблем  с применение такого понятия, как монопольно высокая цена. Предполагалась глубокая экономическая экспертиза, учитывалась и себестоимость, и принцип затратности, и многие другие параметры. И бизнес уже давно  просил не влазить так глубоко в их бухгалтерию, так как это всегда мешало жизнедеятельности предприятия.  Теперь  будет применяться метод сопоставимых рынков, где учитываются мировые индикаторы в привязке к внутренним ценам.    

Антимонопольный закон в новой редакции позволит также сделать прозрачными продажи недр, ресурсов и другой государственной собственности (открытые конкурсы, аукционы, торги). Законодательно введены механизмы административного обжалования  торгов.  Отдельным блоком в новом пакете законов прописан функционал  ФАС по контролю за торгами.

Теперь четко определено, что основным направлением деятельности антимонопольной службы должны стать дела по значительным нарушениям антимонопольного законодательства, что касается незначительных нарушений, то в отношении них санкции становятся более мягкими. Например, если раньше  за любые проступки налагался оборотный штраф ( а это  не менее 1% от оборота предприятия - что выливалось в десятки миллионов рублей), то  теперь применяются такие новые юридические институты как предостережение или предупреждение.  То есть, нарушителя предупреждают, указывают ему на ошибки  и дают 10-тидневный срок для их ликвидации. Если реакция адекватная, то никаких оборотных штрафов, если же нарушитель не исправляется, то будет платить по полной.  Вот такая либерализация законодательства по отношению к бизнесу. Появилась возможность адекватно наказывать нарушителя.

Кстати, что касается штрафов, то сейчас прописаны все критерии и инструментарий. И если раньше судам было сложно доказать правомерность того или иного штрафа, то сейчас все предельно четко - сколько и за что,  то есть появились  фиксированные штрафы в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Законодательно прописана и такая мера наказания, как дисквалификация на 3 года за повторное нарушение. Специалисты считают, что она будет очень действенна.

И еще одна новация - любой гражданин после вынесения решения относительно нарушителя, может требовать от него в судебном порядке возмещения  материального ущерба или убытков.        

Итак, приоритет монопольщиков - действующие хозяйствующие субъекты - конкуренты, которым категорически запрещается: договариваться о ценах, территориально разделять товарные рынки, отказываться от производства товаров и услуг, востребованных населением. Кстати, новые поправки расширяют перечень  лиц, квалифицируемых как хозяйствующие субъекты. 

Также были отмечены процессуальные и процедурные изменения, что тоже очень важно. Теперь  свое решение или предписание ФАС может пересмотреть повторно, согласно каким-то новым обстоятельствам.  У сотрудников ФАС  появилось право исправлять  формальные ошибки в документах, которые они предоставляют в суд.

Валерий Захаров и Олег Харченко отметили, что "Третий  антимономольный пакет"  состоит из 117 страниц, и посоветовали всем  представителям бизнеса ознакомиться с ним, чтобы вести дела по правилам и не нарушать закон.   

http://hypercomments.com