Неопределенность на рынке рекламы медицинских услуг

Понедельник,
Подпишитесь на канал пресс-центра Sibnovosti.ru

С 1 января 2014 года вступили в силу поправки, внесенные в закон «О рекламе». В частности они касаются и  рекламы медицинских услуг, которые , как теперь утверждают законодатели - по ошибке оказались под запретом.  Эта ситуация привела к неопределенности на рынке рекламы и сегодня ее прокомментировали представители УФАС по Красноярскому краю.  А медики и юристы рассказали, как поправки в закон "О рекламе" повлияли на работу СМИ и медицинских учреждений.

 

В чем же заключается наделавшая шуму техническая ошибка?  Дело в том, что в ч.8 ст.24 ФЗ в целях приведения к единообразию медицинской терминологии  слова «методы лечения» были заменены на «медицинские услуги».  Таким образом в тексте закона сказано , что реклама рецептурных  лекарств, искусственного прерывания беременности, ограничение методов народный медицины и медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики , лечения и медицинской реабилитации  допускается только в ходе мероприятий, проводимых для медиков, а также в медицинских изданиях.

Руководитель юридической службы Медиа-группы «Юнитмедиа» Наталья Лалетина считает, что системный анализ всех частей статьи  24 закона  указывает на то, что при подготовке законопроекта была допущена  именно ошибка, а законодатели не преследовали цели запретить рекламу  медицинских услуг везде, за исключением специализированных изданий, но опять же не тех, кто пишет для широкого круга читателей, а узкопрофессиональных - для медицинских работников).  

Так, в пояснительной записке к закону говорится  только о запрете рекламы абортов и методов народной медицины.  И наконец, в части 7 статьи 24 содержатся требования, предъявляемые к рекламе лекарственных препаратов и медицинских услуг, в том  числе методов лечения, медицинских изделий на телевидении, радио и при распространении другим способом. Если бы законодатели  хотели  запретить рекламу медицинских услуг в СМИ, то удалили  бы из текста закона требования к содержанию такой рекламы.  

«Таким образом, на основании  вышеперечисленного можно сделать вывод, что тотально запрещать рекламу медицинских услуг никто не хотел, тем не менее формально так получилось», - заключила Наталья Лалетина.

Разумеется, за разъяснениями поправок, которые читаются так неоднозначно медики и журналисты обратились в Федеральную  антимонопольную службу. Такие разъяснения были даны 20 января, письмо с официальными разъяснениями было направлено и в УФАС России по Красноярскому краю.

Заместитель руководителя УФАС России по Красноярскому краю Олег Харченко отметил, что соблюдая этических кодекс, не может рассуждать на  заданную тему, а имеет право лишь довести до сведения  заинтересованных лиц  те разъяснения, которые  на основе анализа текста закона, сделало руководство УФАС.

«Итак, не смотря на признание «технической ошибки» в законе, до ее исправления и внесения в закон новых поправок, текс ФЗ должен восприниматься буквально. А это означает, что  как таковая реклама медицинских услуг помимо специализированных изданий  в СМИ и другими способами распространятся не может.  Но никто не запрещает рекламировать медицинские учреждения с указанием их профиля деятельности», - заявил Олег Харченко.

Заместитель начальника контрольного отдела УФАС  Ольга Чуракова  согласилась с присутствующими на круглом столе медиками, что такая «усеченная реклама»  не совсем эффективна для медицинских учреждений и недостаточно информативна для пациентов, но  поддержала коллегу, сказав, что всегда нужно следовать букве закона, напомнив о штрафных санкциях за его нарушение. Отвечая на вопросы журналистов, Ольга Чуракова подчеркнула , что для  собственных сайтов медицинских учреждений ограничений по размещению информации о медицинских услугах нет никаких.

Олег Харченко также сообщил, что 13 февраля в УФАС пройдет заседание Экспертного совета,  где будет выработана единая позиция и соответствующие предложения в качестве законодательной инициативы для внесения уточняющих   изменений в закон «О рекламе». Кстати, по сведениям Олега Харченко, Минздрав России уже  преступил к подготовке законопроекта, который удовлетворил бы всех участников рынка.  А пока, по мнению заместителя руководителя краевого УФАС,  всем следует запастить терпением.   

Исполнительный  директор СРО  Некоммерческое партнерство  медицинских организаций «Медальянс» Василий Кузнецов выразил готовность подождать, пока Минздрав будет исправлять ошибки в законе. Однако обратил внимание, что от возникшей неразберихи  прежде всего страдают пациенты, которые на неопределенное время потеряли право получать информацию  о медицинских услугах. « Реклама в профессиональных изданиях, то есть врачам для врачей – просто не имеет смысла. В сложном положении оказались и  рекламораспространители – те рекламные агентства, которые  работают в медицинской сфере, также специализированные издания, в которых печаталась реклама медицинских и косметических услуг. То есть, до появления новой редакции закона они будут терпеть убытки.  Хочу заметить, что практически у всех коммерческих медицинских учреждений существовали и существуют долгосрочные многобюджетные  рекламные проекты, которые в данный момент оказались под угрозой закрытия», -  обратил внимание  на  возникшие проблемы  Василий Кузнецов.

Все участники дискуссии согласились, что существующая норма закона требует более четкой формулировки.

 

 

 

 

 

 

 

http://hypercomments.com