Проблемы и перспективы молочного бизнеса в Красноярском крае

Вторник,
Подпишитесь на канал пресс-центра Sibnovosti.ru

В пресс-центре "Sibnovosti.ru" состоялся круглый стол на тему: "Проблемы и перспективы молочного бизнеса в Красноярском крае».  В дискуссии приняли участие: Ольга Ставская начальник отдела  развития производственных мощностей министерства сельского хозяйства и продовольственной политик края; Надежда Воронкина  - главный специалист по стандартизации ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае"; Татьяна Ткаченко - директор по связям с общественностью  Группы компаний Danone-Юнимилк в СФО, Андрей Асочаков – генеральный директор ОАО «Молоко» и ведущий врач-гастроэнтеролог Инна Путинцева.

Представитель министерства отметила, что производство молока-сырья в Красноярском крае растет, если в 2005 году  производилось 638 тысяч тонн молока, то в 2012 году было  произведено 727 тысяч тонн. К 20-му году запланировано выйти на уровень - 865 тысяч тонн. «Таким образом, продовольственная безопасность края по  молоку обеспечена сейчас на 90%.   Мы даже вывозим молоко за пределы края, в 2012 году вывезли  85 тысяч тонн, а завезли из других территорий – 15,5 тысяч тонн», - заявила Ольга Ставская.

Производственных мощностей для переработки такого количества молока-сырья тоже  хватает, считает Ставская, в год можно переработать миллион  тонн. В реестре края  значатся около 17 крупных молочных перерабатывающих заводов, остальные  средние и мелкие цеха.    

Законом предусматривается сертификация молочной продукции, соблюдение Технического регламента по всем показателям и контроль за качеством продукции надзорными органами как на стадии производства, так и на стадии реализации. Однако основная доля ответственности ложится все-таки на производителей.

Минусинский молочный завод, а ныне ОАО «Молоко» работает на рынке с 1964 года. Это старейшее предприятие в крае  прошло   различные преобразования и работает сейчас по новым технологиям, перерабатывая в сутки 100-110 тонн молока. За 2012 год объем производства вырос на 20%.  « У нас классический молочный завод, где работают высококвалифицированные профессионалы. И главное наше кредо – только натуральный продукт, без добавок: и молоко, и кисломолочные продукты, масло, творог, сыры.  За качество мы отвечаем», - говорит генеральный директор ОАО «Молоко» Андрей Асочаков.

Группа компаний Danone-Юнимилк представлена в СФО несколькими заводами, но самый крупный в Красноярске – это молочный комбинат «Милко» (400 тонн в сутки).   Директор  по связям с общественностью   Татьяна Ткаченко отметила положительную тенденцию  роста потребления молочных продуктов у российского населения: по классическим молочным продуктам на 7%, по инновационным (йогурты и так далее) – на 14%.  Жители Сибири несколько отстают, но и среди сибиряков потребление молока и молочных продуктов выросло. « Молоко – скоропортящийся продукт, поэтому здесь зевать нельзя. В молочном бизнесе решения нужно принимать  быстро. А конкуренция идет только на пользу качеству и безопасности продукта. Помогает в этом и технический регламент, который добросовестные производители всегда соблюдают», - уверяет Татьяна Ткаченко.

Однако  все участники круглого стола констатировали, что на рынке,  не смотря  на обязательную сертификацию молочной продукции, все равно много фальсификата, когда молочный жир в продуктах заменяют растительным.  «Чаще всего фальсифицируют сухое молоко, сгущенное молоко и сливочное масло, - говорит главный специалист стандартизации ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае» Надежда Воронкина, - к нам обращаются за экспертизой  бюджетные учреждения – детские сады, школы, больницы, где поставщики продуктов  определяются по конкурсу. Как правило конкурсы выигрывают те, кто предлагает более дешевые продукты, вот и везут  фальсификат. Много таких поставок из Новосибирска и Хакасии».  

Врач-гастроэнтеролог  Инна Путинцева  заявила, что  жиры растительного происхождения в фальсифицированных молочных продуктах   (а это не подсолнечное масло, а пальмовое или кокосовое) очень плохо расщепляются ферментами  и это опасная нагрузка на органы пищеварения.  А вот что касается натуральных и качественных молочных продуктов, то они, безусловно, полезны как детям, так и взрослым.  Потребление молочных продуктов, по совету врача, должно быть ежедневным и составлять в среднем 500-600 граммов.        

С 2008 года в Красноярске Центром стандартизации и метрологии  регулярно проводятся рейтинговые оценки продуктов питания, в том числе и молочных.  Образцы проверяются по физико-химическим и микробиологическим показателям. К сожалению, нарушения Технического регламента встречаются очень часто. Надежда Воронкина считает, что это из-за слабого контроля за производством со стороны государства. Конечно, Роспотребнадзор  осуществляет плановые проверки предприятий, но всего 1 раз  в три года. Однако могут проводиться и внеплановые проверки, если качество продукции того или иного предприятия подвергается сомнению. Нарушителей штрафуют, могут даже приостановить производство.

На упаковке молочносоставляющего продукта обязательно должно быть  указано, что в нем находится не менее 50% молока, остальные ингредиенты ни в коем случае не заменители, это добавки для полезности  - фруктовые, пшеничные, бифидобактерии и так далее.  Если в продукте есть заменители молочного жира, то есть растительные жиры - это тоже в обязательном порядке должно быть указано, причем  на лицевой стороне упаковки.  Например, сметана с растительным жиром уже не имеет право называться сметаной, это сметанный продукт, что и должно быть отмечено в названии.

Помимо фальсификации молочной продукции и нарушений технического регламента  участники круглого стола назвали и несколько других проблем отрасли. Производителям доставляют трудности реализация и сбыт. Генеральный директор ОАО «Молоко»  Андрей Асочаков говорит, что они находят выход в создании сети своих торговых лавок, и потребителю хорошо – свежие продукты в шаговой доступности.

Опять же, возвращаясь к вопросу о конкурсах, которые проводятся на поставку продуктов в бюджетные учреждения. Добросовестному производителю их трудно выиграть, потому что он просто не может снижать цену на свой качественный товар, не может продать его дешевле себестоимости. Существуют в отрасли и проблемы с рентабельностью, ведь затраты на переработку с каждым годом увеличиваются, а цены на молоко все же пытаются сдерживать.   

Директор по связям с общественностью Группы компаний Danone - Юнимилк в СФО Татьяна Ткаченко отметила,  что они делают ставку на бренд: «За качество своей продукции мы отвечаем репутацией.  М ы предлагаем  то, что полезно, укрепляет здоровье, помогает работе организма. Я хочу развеять миф о том, что многие производители делают питьевое молоко из сухого молока, это не так. Так же как и срок годности не зависит от наличия консервантов. И советую покупать молочные продукты известных производителей, а не на стихийных рынках.  Кстати,  из бочек продают тоже не сырое молоко, как многие думают, оно  должно быта пастеризованное обязательно».

И в заключение производители посетовали на недостаточную поддержку отрасли со стороны государства. На это представитель министерства Ольга  Ставская возразила, что в краевом бюджете предусмотрены субсидии для молочной отрасли на сумму 360 миллионов рублей. В 2013 году  поступят еще 119 миллионов из федерального бюджета.  Субсидии , например, даются на приобретение технологического оборудования  ( в размере 30% от стоимости), до 50% субсидируются лизинговые платежи,  выдаются субсидии на  покупку сырья  ( 2/3 ставки рефинансирования) и на инвестиционные проекты.     

 

http://hypercomments.com