Муниципальные выборы: прямые или выборы депутатским корпусом

Пятница,
Подпишитесь на канал пресс-центра Sibnovosti.ru

В пресс-центре "Sibnovosti.ru" состоялся круглый стол на тему: "Муниципальные выборы: прямые или выборы депутатским корпусом". В нем приняли участие депутаты Законодательного Собрания края, представители всех четырех фракций, которые работают в комитете  по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:  Борис Мельниченко ("Единая Россия"), Николай Трикман ("Справедливая Россия"), Артем Черных (ЛДПР) и Владимир Седов (КПРФ).

Теперь в выборах глав регионов будет участвовать само население. Федеральный закон  о выборе губернаторов принят, здесь государство "отыграло назад". А вот нужно ли вернуть прямые выборы глав муниципальных образований?  Именно об этом шел разговор на круглом столе.

В настоящее время во многих регионах главы муниципальных образований назначаются из числа депутатов. В Красноярском крае, например, только 6 территорий (Дзержинский район, Назарово, Сосновоборск, Тюхтетский район, Канск и Красноярск) имеют право сами выбирать мэра. Во главе остальных районов стоят: глава района, который выбирается не населением, а депутатским корпусом  из числа депутатов,  и так называемый сити-менеджер, который назначается, чтобы управлять хозяйственными делами. Кандидатуру- сити-менеджера депутаты должны согласовывать с краевой властью, а подчас краевая власть его собственно и назначает.

Изначально такая схема предполагала, что хозяйственными делами будет заниматься  профессионал, специалист, и это будет всем на пользу. Но в реальности, такое "двойственное" хозяйствование нередко приводит к конфликту интересов. Конфликтные ситуации районных властей в нашем крае тоже имеют место - Березовский, Канский районы, Емельяновский район, Минусинск...

"Все рычаги  оказались в руках исполнительной власти, и в этом конфликт, у депутатов нет возможности влиять не процесс. То есть к главе района идут люди, а он ничего не может решить, потому что финансами в районе распоряжается сити-менеджер - ставленник краевых властей. И он порой очень далек от интересов того населения, которое проживает на территории данного района. Изначально в такую модель управления, конечно, закладывался позитивный механизм, но в реальности оказалось, что  главное значение имеет политическая принадлежность сити-менеджера, которым можно управлять", - рассуждает Артем Черных.

"Я сам проживаю в Ужурском  районе и находился, так сказать, у истоков изменения формата власти ( 4года назад, когда стали выбирать главу района из депутатов и нанимать сити-менеджера) , и сразу понял, что здесь заложена бомба. Противостояние при такой схеме неизбежно, начинается борьба характеров, у кого больше власти - у главы района или у сити-менеджера? Между тем перед народом никто ни за что не отвечает. Так нельзя", - утверждает Борис Мельниченко.

 

"Есть 131 ФЗ, там сказано, что можно выбирать главу  местного самоуправления и напрямую,  и депутатским корпусом. То есть прямые выборы не запрещены. Просто нужна добрая воля самого населения. В уставе района  должно быть прописано - так или по-другому.  4 года назад им спустили сверху директиву, они и поменяли формат. А теперь их  нужно убедить "отыграть все обратно". Я думаю, на местах просто боятся, что власть им этого не позволит. Ну это же очевидно, что институт сити-менеджеров не оправдал себя. Идет разрушение государственности, нужно преодолеть эти противоречия", - считает Николай Трикман.    

К вопросу о легитимности власти. Население выбирает депутатов, кандидаты выдвигаются именно  для получения депутатского мандата, а потом из числа этих депутатов они же выбирают главу. Значит этот глава совсем не подготовлен, он же не собирался становиться главой района, а если собирался, то его кто-то к этому готовил, его специально "вели". 

"Здесь можно заподозрить даже корыстные интересы определенных групп людей. Органы государственной власти выдавливают людей с территорий. Местная политическая элита вступает в конфликт с краевой. Между тем во главе района должен стоять не пришлый товарищ, а  местный, которые не по наслышке знает все местные проблемы, который знает все особенности территории. Чтобы изменить ситуацию, нужно изменить устав на местах. Мы - краевые депутаты этого сделать не можем, мы должны повлиять на районных депутатов, но у власти на местах  срабатывает инстинкт самосохранения. Я, например, курирую Ачинскую территорию и уже почти добился проведения референдума (публичных слушаний) - нужно объяснить людям, что они  сами могут решить как и кого им выбирать", - говорит Владимир Седов.          

 

 

http://hypercomments.com